Стиль: Ампир (1756-1832)
Россия, Петербург
К.И. Росси
Стиль: Ампир (1819-1828)
Россия, Петербург
К.И. Росси
Стиль: Ампир (1819-1828)
Россия, Петербург
А.Н. Воронихин
Стиль: Ампир (1829—1834/1966—1968)
Россия, Москва
О.И. Бове
Стиль: Ампир (1806-1808)
Франция, Париж
Шарль Персье, Пьер Фонтен
Стиль: Ампир (1838-1843)
Англия, Лондон
У. Рэйлтон, Э.Х. Бейли
Стиль: Ампир (1807-1842)
Франция, Париж
Б.Виньон, Ж.Ж.Бове
Стиль: Ампир (1807-1810)
Франция, Париж
Ж. Б. Лепер, Ж. Гондуэн

Триумфальная арка в Москве

Триумфальную арку в Москве возвели в честь победы над Наполеоном I в 1814. Ранее, на Руси, в честь победоносных сражений строились храмы, церкви и монастыри. Строительство триумфальных арок пришли к нам с Петром I. Московская Триумфальная арка и Триумфальная арка на Неве первоначально были деревянными. По приказу императора Николая I, временные деревянные сооружения позже заменили каменными.

Ответственным за строительство арки был назначен Осип Иванович Бове. Известный реконструкцией центральной части Москвы и Красной площади, после вторжения французов, Бове и сам являлся участников войны в 1812 году.

Строительство Триумфальных ворот проходило медленно и неблагоприятно, так как почвенный грунт был полностью песчаным и под ним находились ключи на глубине, вполне создающие затруднения в строительстве. В итоге, что бы укрепить грунт, в него было решено забить около трех тысяч свай, сделанных из дуба. Само сооружение было сделано из кирпича, а на облицовку пошел белый камень.

Параллельно со строительством арки, сносились хаотично застроенные вокруг здания, перепланировалась площадь. 28-метровую Триумфальную арку, по двум сторонам, замыкали две противоположно стоящие друг другу караульных кордегарии, соединенные с воротами чугунными решетками, выделяющими площадь. Новые здания, возводившиеся противоположно друг другу, проектировались самим Бове, имели для симметрии одинаковые фасады.

Значительную помощь в создании скульптурных элементов Триумфальной арки Бове оказали его коллеги — выпускники петербургской Академии художеств, Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Однако, чертежи самой значительной скульптуры — богине Славы и шестерку коней, запряженных в колесницу, Бове выполнил самостоятельно.

С двух сторон арки гласит надпись, утвержденная императором Николаем I — «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Что бы подчеркнуть величие Руси и возрождение Москвы перед лицом всего мира, со стороны города надпись нанесена на русском, а с обратной на латинских языках.

Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года, но Осип Иванович Бове не дожил до их открытия всего несколько месяцев, и заканчивать работы пришлось его младшему брату, Михаилу Бове.

В ходе составления плана реконструкции Москвы 1935 года Триумфальная арка попала под снос, так как мешала проведению линии трамвайных путей, прошедшей рядом с ней. До сноса оставалось меньше года, и благодаря энтузиазму студентов Московского архитектурного института Владимира Горбачева и Евгении Беневоленской, большинство деталей памятника было зафиксировано на чертежах. С помощью работников Музея архитектуры, в скорой спешке удалось составить чертежи всех фасадов и шести ярусов арки во всех возможных ракурсах. После обмерной операции, руководитель обмерной группы Н.Н. Соболев составил всю документацию, которая позволяла отстроить Триумфальную арку в первоначальном виде на Кутузовском проспекте, по соседству с музеем-панорамой «Бородинская битва». Возрождение Триумфальной арки состоялось с 1966 по 1968 годы.

Кирпичную основу заменили железобетонной конструкцией, по замерам единственной уцелевшей колонны на металлургическом заводе «Станколит» было отлито 12 чугунных колонн по 12 метров в высоту и весом в 16 тонн.